Традиционно страхование ответственности судовладельца в отношении членов экипажей судов является одним из рисков стандартного пакета страхования ответственности судовладельца перед третьими лицами (Р&I), которым покрывается довольно обширный круг имущественных интересов судовладельца, связанный с его обязанностью возместить ущерб или вред, причиненный им третьим лицам в процессе эксплуатации судна.
Федеральный закон «О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» принят Госдумой 25 января 2012 года и одобрен Советом Федерации 1 февраля 2012 года. Закон устанавливает, что члены экипажа судна могут обратиться в суд с иском о взыскании заработной платы и других сумм, причитающихся им за работу на борту судна, расходов на репатриацию и взносов на социальное страхование не только по месту нахождения организации-судовладельца, но и по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.
Многообразие и сложность правовых отношений в цепочке страховщик – страхователь (судовладелец) – член экипажа (в нашем случае выгодоприобретатель), требования российского и международного законодательства, в том числе в сфере страхования, возрастающий интерес со стороны потенциальных страхователей -весь этот комплекс стал предметом внимания экспертов СОАО «ВСК» еще в конце 1990-х годов. Было понятно, что страхование ответственности судовладельца в отношении членов экипажа судна требует более детальной юридической проработки и андеррайтерами оценки. Что и было сделано, а результатом проведенной работы стало выделение этого страхования в отдельную программу, в которой страховая защита сочетается с сервисной поддержкой. Объем страхового покрытия устанавливается в соответствии с пожеланиями и потребностями страхователя, при этом он может охватывать весь приведенный ниже перечень рисков или какую-либо его часть: |
- риски, при наступлении которых выплачивается компенсация за вред, причиненный жизни или здоровью члена экипажа: смерть члена экипажа судна; стойкая или временная нетрудоспособность;
- риски, при наступлении которых оплачиваются понесенные страхователем расходы: лечение члена экипажа судна; репатриация члена экипажа судна; замена члена экипажа судна; отклонение судна от выполняемого рейса для доставки на берег члена экипажа.
Сервисная поддержка состоит в организации довольно широкого перечня услуг, выходящего за рамки стандартного списка услуг, которые обычно оказывает судовой агент и Р&I корреспондент, взаимодействуя с оператором судна. Помимо организации доставки члена экипажа на берег, оформления документов, организации медицинской помощи, репатриации в специализированной компании 24 часа в сутки дежурит врач, связавшись с которым прямо с борта судна или из офиса менеджера судна, можно получить квалифицированный медицинский совет и принять оперативное решение, автоматически согласованное со страховщиком. Кроме этого сервисная компания ведет медицинский мониторинг во время госпитализации, следя за обоснованностью выставляемых медицинских счетов, оплачивает счета субподрядчиков напрямую, включая услуги судового агента, если он был вовлечен в процесс. Поскольку функции и роль судового агента сокращаются, это способствует уменьшению стоимости его услуг. При взаимодействии с сервисной компанией повышается оперативность, сокращаются расходы по случаю, а это влияет на статистику, что впоследствии находит отражение в страховой премии: начиная от ставок премии, формируемых страховщиком для портфеля в целом, и заканчивая совершенно конкретной суммой страховой премии для конкретного страхователя. Помимо этого повышается оперативность в вопросе получения страхователем либо членом экипажа (членами его семьи) страхового возмещения, так как ряд основных документов страховая компания получает напрямую от сервисной компании.
В последние годы страхователи проявляют все более высокую компетентность в вопросах страхования, но также возрастает и их спрос на высококачественные услуги. Безусловно, основной составляющей понятия «качество страховой услуги» является быстрое и полное возмещение понесенных страхователем расходов, а в идеале – оплата страховщиком всех расходов напрямую, будь то подрядчики или выгодоприобретатели. Именно эту цель и преследует программа страхования ответственности судовладельца в отношении членов экипажей судов. Основа программы – это договор страхования. Участниками договора страхования ответственности судовладельца в отношении членов экипажей судов являются страхователь в лице собственника судна или менеджера и страховщик (коммерческий или общество взаимного страхования). Член экипажа или члены его семьи являются выгодоприобретателями, но не во всех случаях, а лишь в части обязательств страховщика по выплате компенсации на случай стойкой или временной нетрудоспособности члена экипажа.
Согласно российскому законодательству, а также общепринятой мировой практике, правила страхования являются неотъемлемой частью договора страхования ответственности судовладельца в отношении членов экипажей судов. Разработанные в ВСК правила основываются на требованиях страхового законодательства, Гражданского кодекса РФ, КТМ РФ, Трудового кодекса РФ, а также учитывают положения применимых Конвенций ИМО, МОТ, требования МКУБ.
Как известно, страхователь не является профессиональным участником рынка страхования, поэтому его интересы призван защищать специализированный регулятор страхового рынка – Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), в функции которой входит нормаnивно-правовое регулирование, контроль и надзор в сфере страхового дела. Посредством лицензирования страховой деятельности этот орган ограждает страхователя от неправомерного ущемления его прав и интересов страховщиком, оценивая соответствие положений применяемых правил страхования законодательству РФ. Безусловно, страхователь, заключивший договор страхования на детально проработанных правилах страхования, прошедших процедуру лицензирования, имеет существенно больше преимуществ в защите своих интересов, так как все аспекты договора, включая понятийный аппарат, объем покрытия, исключения из покрытия, права и обязанности сторон, процедура взаимодействия при наступлении страхового события, перечень документов по страховому случаю и т.д. известны заранее, и в случае необходимости стороны могут отразить в договоре страхования те положения, которые будут учитывать индивидуальные потребyости отдельного страхователя, специфику его работы, его взаимосвязи с членами экипажа, возникающие из трудовых отношений.
Судовладелец и член экипажа являются сторонами трудового договора, в котором содержатся взаимные права и обязательства обеих сторон. Часть обязательств судовладельца, связанных с травмой или заболеванием члена экипажа, лежит в плоскости имущественных интересов, которые судовладелец может застраховать. Нередко это требование является его обязанностью, указанной в трудовом договоре. Все чаще трудовые отношения члена экипажа и судовладельца строятся на основании трудового контракта, имеющего типовую форму, одобренную Международной Федерацией работников транспорта (International Transport workers Federation – ITF Open Form). В таком контракте содержатся весьма объемный перечень обязательств судовладельца перед членом экипажа и фиксированные суммы финансовых обязательств. В случае травмы или заболевания члена экипажа выполнение судовладельцем финансовых обязательств едва ли совместимо с успешной производственной деятельностью в силу высоких сумм компенсаций, что учтено указанной Федерацией. Поэтому в этом же типовом договоре разработчиками предусмотрено требование об обязательном страховании всех финансовых обязательств судовладельца, то есть требование по заключению договора страхования ответственности в отношении членов экипажей судна.
Несмотря на то что подавляющее большинство существующих сегодня коллективных договоров/трудовых контрактов содержит более узкий перечень финансовых обязательств судовладельца перед членом экипажа, их расширение и увеличение сумм компенсаций – вопрос самого ближайшего будущего. В настоящее время в этом направлении ведется активная совместная работа профсоюзов и международных отраслевых и профессиональных организаций. Подтверждением этой работы является принятая в 2006 году сводная Конвенция Международной организации труда (МОТ) о труде в морском судоходстве, которая объединила более 70 существующих правовых актов МОТ и вступление которой в силу ожидается в 2012-2013 годах, а также регулярная работа по внесению поправок в Международную конвенцию о подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 года. Часть требований, содержащихся в указанных конвенциях, имеется в КТМ РФ (в частности, требования п. 2 ст. 60 КТМ РФ и 3, 4 ст. 58 КТМ РФ), а также в существующей в России системе социального страхования. Однако с ратификацией сводной Конвенции МОТ Российское законодательство должно будет претерпеть существенную доработку.
Профессиональная работа страховщика ответственности судовладельца включает проведение превентивных мероприятий, в том числе мониторинг законодательства, имеющего непосредственное отношение к объекту страхования и доведение актуальной информации до страхователей, а также соответствующая корректировка, актуализация предлагаемых страховых программ. Эта работа проводится в СОАО «ВСК» на постоянной основе, в том числе по программе страхования ответственности судовладельцев перед членами экипажей судов.
Таким образом, страхователь приобретает следующие преимущества страхования по отдельной программе:
- детально проработанное страховое покрытие, учитывающее весь объем обязательств судовладельца перед членами экипажа согласно трудовому договору, требованиям законодательства;
- прозрачность взаимоотношений страхователя и страховщика, закрепленная четким перечнем взаимных прав и обязательств сторон по договору страхования, включая порядок действий при возникновении страхового случая и перечень необходимых для производства страховой выплаты документов;
- возможность разработки страхового покрытия, максимально учитывающего финансовые возможности страхователя, и как следствие управление расходами по страхованию;
- получение сервисной поддержки от специализированной ассистанской компании;
- получение профессиональных консультаций в части содержания трудовых договоров, их актуализация в связи с изменениями законодательной базы.
Поскольку рынок движется навстречу страхователю и едва ли это движение когда-либо повернет вспять, страховщикам необходимо разрабатывать конкурентоспособные страховые продукты и за счет качества предлагаемых страховых услуг и дополнительного сопутствующего сервиса выигрывать конкурентную борьбу за потребителя этих услуг.
Успешное развитие программы страхования ответственности судовладельца перед членами экипажей судов на протяжении почти 15 лет – подтверждение ориентированного на клиента рыночного подхода, применяемого СОАО «ВСК». В 2011 году по этой программе СОАО «ВСК»
предоставило страховую защиту владельцам более чем 900 судов различного назначения и района плавания, при этом порядка 30% этих судов не застрахованы в СОАО «ВСК» по программе страхования ответственности судовладельцев. В 2012 году сохраняется положительная динамика, поэтому программа будет развиваться и далее, предлагая клиентам все более и более качественный сервис.
Автор: С. КРУГЛИК
Источник: Морское страхование. – 2012. – № 2. – С. 48 – 51.